Тема природы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Глубоко национальный по своей сути, роман в стихах «Евгений Онегин» отражает особенности народной жизни, которая немыслима в отрыве от природы.

Картины природы, представленные в романе то как психологические характеристики состояния души героев, то как пейзажные зарисовки, органично дополняют основную сюжетную канву повествования, добавляя произведению акварельной воздушности, самобытности, глубины и объёма.

Все четыре времени года представлены у Пушкина в оттенках и нюансах.

Особенно подробны описания осени и зимы, связанные с обликом Татьяны, которая «любила русскую зиму», стихию метели и ослепительную чистоту снега.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Зима – самый «русский» из всех сезонов.

Это время именин Татьяны, символ нежной и безответной любви, которую замело равнодушием рационального Онегина, предчувствие внутреннего одиночества, которое будет суждено героине, несмотря на её замужество.

 

Не менее ярко и реалистично представлена в «Евгении Онегине» осень, любимое время года Пушкина:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

В этом отрывке неброская красота родной природы подёрнута дымкой осеннего уныния.

Кажется, что туман и крики улетающих птиц сродни настроению скучающего Онегина, весна и лето которого остались в прошлом. Он не имеет корней и куда-то стремится душой, будто ищет свою стаю.

Так через эпизод пейзажа Пушкин делает намёк на одиночество главного героя, его оторванность от мира, что впоследствии будет называться в литературоведении «темой лишнего человека».

 

Через отношение персонажей к природе автор раскрывает их характеры и социальную принадлежность. Столичный житель Онегин равнодушен к идиллическим красотам деревни:

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.

А вот сёстры Ларины и романтик Ленский к этой природе близки. Повествуя о них, Пушкин использует образы цветов, насекомых, небесных светил.

Ольга «цвела, как ландыш потаенный», счастливый взаимным чувством Ленский напоминает мотылька на цветке, Татьяна неразлучна с луной и садом.

Даже спустя много лет, выслушав признание Онегина, уже замужняя петербургская дама, героиня признаётся:

…А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.

Эти строки, написанные Пушкиным, когда не стало его собственной няни, «подруги дней его суровых», автобиографичны.

Устами Татьяны поэт проговаривает собственное желание, повторно озвученное им в стихотворении, написанном незадолго до гибели:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Мысль о возвращении к миру природы, к её чистым радостям, естественности и простоте, мыслилась Пушкину идеалом существования.

Тема природы, озвученная в романе «Евгений Онегин», во всей полноте демонстрирует отношение поэта к окружающему его живому пространству.

Картины природы, написанные пером мастера, стали классикой русской лирики.

Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин» Актуальность романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Основные события романа Пушкина «Евгений Онегин»