Тема свободы в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Одна из отличительных особенностей романа «Евгений Онегин» — его полифонизм.
Повествуя о главных героях, Онегине и Татьяне, автор тонко переплетает линии их судеб с размышлениями о времени, в котором они живут, его ценностях, традициях, нормах общественной морали.
Одной из сквозных тем романа становится тема свободы, которая проходит через всё творчество Пушкина.
Одно из первых стихотворений поэта – ода «Вольность». По своим идеям она близка мироощущению молодого поэта Владимира Ленского.
«Поклонник славы и свободы», восемнадцатилетний Ленский привёз с собой из Германии дух романтической мечты, одной из главных ценностей которой была свобода.
Вот как описывает его Пушкин:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
О чём же были его «песни»? Что любит душа Ленского?
…Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Если сравнить Онегина и Ленского, можно сказать, что оба они устали от условностей света, оба ими тяготились. Оба на свой лад мечтали о свободе, но мечта Ленского выходит на уровень философский.
Романтики воспринимают всю земную жизнь как несвободу, где душа томится в ожидании встречи со своей настоящей небесной Родиной. Проблески этой небесной родины, несущие душе освобождение, — любовь, дружба и творчество.
Вот почему Ленский избрал поэтическую стезю, вот почему он так коленопреклоненно любит Ольгу и так свято верит в дружбу Онегина.
Евгению же чужды подобные порывы. Он скучает, истомившись собственной никчемностью.
Если для Ленского свобода проявляется в жизни души, в той внутренней красоте, которую человек созидает сам, усилием собственного сердца и таланта, то Онегин ищет внешней свободы, понимая её как полное отсутствие социальных и личностных ограничений.
Вот почему его так пугает письмо Татьяны, своей серьёзностью как бы обязующее его к браку. И вот почему он так безжалостно убивает Ленского, прощаясь не столько с ним, сколько с остатками романтизма в самом себе.
Как и всякий человек, носящий в себе пустоту, Онегин уезжает, чтобы развеяться и найти свободу на чужбине, но и это не приносит ему облегчения.
Быть может, он хочет освободиться от совести и памяти, всего человеческого, подобно демоническим героям Байрона? Но не будем додумывать за автора.
Достоверно известно лишь то, что Пушкин в продолжении романа имел намерение «свести» Онегина с декабристами. Героя, особенно, после поражения на личном фронте и подразумевающегося вслед за этим внутреннего взросления, очевидно, привлекла бы идея борьбы за гражданские свободы.
Но предположить, насколько долго пробыл бы в «Тайном обществе» Онегин, непросто. Слишком незаполнимой кажется его пустота. Возможно, это одна из причин того, что роман не был завершён.
Тайна обретения свободы, по Пушкину, — освобождение собственной души от всего ложного, лицемерного, наносного и подлого. В этом смысле внутренне свободной можно назвать Татьяну, сохранившую верность своим нравственным идеалам.