Точка зрения Пушкина по поводу романа «Евгений Онегин»

Пушкин писал свой роман долгих 8 лет, за время которых в его жизни произошло много переломных событий, изменивших точку зрения поэта на литературу, государство, происходящее вокруг.

Начал роман он в 1823 году, находясь в южной ссылке, потом в Михайловском, где провел 2 года после конфликта с графом Воронцовым, заканчивал работу в 1830 году в ту самую знаменитую Болдинскую осень накануне свадьбы с Натальей Гончаровой.

Из-за ссылки он не принимал деятельного участия в восстании декабристов, но это событие разделило его жизнь и взгляды на до и после, поэтому не могло не сказаться на творчестве поэта.

 

Работу над своим центральным произведением Пушкин начинал в кризисное для себя время – в 1823-24 годы он переживает разрыв с романтизмом, но и реализм еще не стал для него комфортной средой.

Поэт не привык описывать простую, обыденную жизнь. До этого, следуя традициям романтизма, он имел дело с высокими чувствами, возвышенными сюжетами и героическими поступками, а низменная, обыкновенная жизнь описывалась им с иронией, насмешливо.

Изначально замысел романа был сатирическим, отсюда и отношение автора к Онегину.

С первых строк поэт, кажется, потешается над Онегиным, а в его лице и над всеми представителями светского общества, т.к. герой, конечно, собирательный образ.

Но по ходу сюжета сарказм отступает, Пушкин сочувствует своему «приятелю» Евгению, а в конце от иронии не остается и следа.

Поэт, наконец, осознал всю важность и красоту простой человеческой жизни и чувств без прикрас, без романтически-возвышенного флера. Теперь он пишет спокойным, точным языком, не потешаясь над обыденностью, не проявляя цинизма.

К концу «Евгения Онегина» Пушкин становится реалистом.

Поэт ломает саму структуру языка романтизма, и что самое ценное, показывает эту работу по поиску точных, простых слов в противовес романтическим витиеватым формулировкам:

«Он мыслит: «буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Всё это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я».

Весь текст пронизан такими столкновениями двух совершенно разных точек зрения на описание событий в искусстве.

В романе автор самостоятельный персонаж. Пушкин отделяет себя от героев, подчеркивая, что его взгляды не тождественны взглядам Онегина, хотя во многом они похожи, как представители одного круга, одного воспитания.

«… Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…»

 

Автор впервые в русской литературе показывает полифонию разных точек зрения на мир, которые имеют право на существование. В этом многоголосье вся ценность жизни, из противоречий соткано полотно романа, Пушкин целенаправленно подчеркивает это:

«… Я кончил первую главу:
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу…»

 

Автор едва ли не самый интересный герой «Евгения Онегина», он постоянно «болтает» с читателем, выказывает отношение к происходящему, намекает на обстоятельства своей жизни, посвящает нас в свои планы.

В романе столько отсылок к реальным людям, событиям, столько намеков, закодированных цитат, сколько, пожалуй, нет ни в одном произведении русской литературы.

Причем на страницах «Евгения Онегина» Пушкин колко полемизирует с критиками самого «Евгения Онегина» – главы романа выходили отдельными изданиями, поэт успевал прочесть шквал критики на свое творчество и не отказывал себе в удовольствии ответить.

 

В произведении на фоне разворачивающегося драматического сюжета Пушкин рисует яркую картину времени и своего к нему отношения.

Здесь и столичные порядки, и деревенский уклад жизни, и поиски себя и попытки осмыслить происходящее в стране.

Точнее Белинского и не скажешь: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Особенность и художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» как новаторское произведение Пушкина Замысел романа Пушкина «Евгений Онегин»
Особенность и художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» как новаторское произведение Пушкина
Индивидуальный стиль Пушкина в романе «Евгений Онегин»