Внешность Евгения Онегина в романе Пушкина: портрет
Евгений Онегин предстает перед читателем довольно противоречивым человеком, которого автор описывает как настоящего друга, реально существующего в его жизни.
Рассказывая о своем герое, Пушкин упоминает многие детали его воспитания, взросления, становления, однако нигде в произведении не встречается подробное описание внешности Евгения.
Каким он был – брюнетом или блондином, голубоглазым или кареглазым, высоким или низким, – об этом практически ни одного слова.
Только иногда мелькают мимолетные заметки:
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет.
Уж темно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Как видно, большинство упоминаний, касающихся внешнего вида Онегина, связаны с его одеждой. Автор не раз подчеркнет – созданный им персонаж очень любит хорошо, со вкусом одеваться, потому что:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Однако подробного описания, как выглядел этот человек в романе, нет. И если читатель еще может представить, что в начале повествования Онегин «как dandy лондонский одет», то к концу мы вообще ничего не знаем о его внешности, а ведь прошло уже несколько лет!
Может, герой заметно постарел, может, в волосах появилась проседь? Ничего этого читатели никогда не узнают, потому что автору важнее было показать другое, и внешность Онегина для него не играла никакой роли. Почему же так происходит?
Пушкин – творец, который не любит навязывать собственного мнения. Читатель получает свободу: он может сам представить, как выглядел главный персонаж произведения.
Великий русский поэт дает много подробностей о характере, взглядах, жизненной позиции своего героя. Текст наполнен деталями, помогающими создать целое.
Мы знаем, как рос и воспитывался Онегин, как он относился к людям, чем жил, что чувствовал. Понимая характер человека, видя путь становления его как личности, можно представить и внешность.
Тут Пушкин не навязывает своему читателю никакого визуального образа: Онегин – франт, и этого вполне достаточно. Все остальное мы можем домыслить сами.
Почему же творец не стал подробно описывать внешность одного из самых любимых своих героев? Наверное, потому что для него это не являлось чем-то значимым, по-настоящему стоящим.
Поэт хотел постичь внутренний мир Онегина, понять его мятущуюся, сложную душу, раскрыть характер. Ведь Евгений, как и Печорин из романа Лермонтова, – герой своего времени, человек, рожденный и воспитанной той эпохой. Он собирательный образ многих разочарованных, скучающих, ищущих острых ощущений и уставших от жизни в еще совсем молодом возрасте.
Внешность может быть любой, главное, понять, что происходит в душе.
Роман «Евгений Онегин» не зря был назван Белинским «энциклопедией русской жизни»: в нем отражена реальность такой, какой она и была тогда. И такими были герои своего времени – уставшие, хмурые, пресытившиеся жизнью.
Все они различались внешне, но не внутренне, и поэтому Пушкин не стал давать портрет Онегина в романе.