Время в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Философия времени в романе «Евгений Онегин» – весьма любопытный объект наблюдения, позволяющий глубже узнать главных героев произведения, «взвесить» их на весах Вечности.
Каждый герой романа воспринимает время по-своему.
Онегин живёт настоящим. Распорядок его дня расписан заранее, в нём важны лишь ритуалы светской жизни, смена времён суток.
Время Онегина линейно (таким, по наблюдению литературоведа Ю. М. Лотмана, и воспринимали его до конца 18 века).
Показательно отношение героя к истории. Во время салонных бесед он припоминает её лишь, как «дней минувших анекдоты», которыми можно позабавить собеседника или произвести впечатление о собственной начитанности. Никаких уроков из прошлого Онегин не выносит.
Будущее для него тоже лишено высокого смысла (в отличие от Ленского, который живёт мечтами, но, по иронии судьбы, этого будущего лишается).
Выбирая, как провести день, Онегин не задумывается над последствиями выбора: «Куда ж поскачет мой проказник? // С кого начнёт он? Всё равно: // Везде поспеть немудрено».
Получается, что герой живёт от утра до утра, от одного развлечения до другого, его время – повседневность: «До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, // И завтра то же, что вчера…»
Автор воспринимает время иначе. Каждый этап повествования вызывает в нём воспоминания о прошлом, которые определяют его настоящее.
Исследователи называют эти состояния «временными воронками». Они «затягивают» автора в каждом лирическом отступлении.
Поэт вспоминает о любви, молодости, друзьях, театре, и каждый момент прошлого приводит его к утверждению ценности настоящего, а значит, и будущего.
Если Онегин пуст, лишён корней, то лирический герой напоминает дерево с мощной корневой системой и раскидистой кроной, достающей до неба.
Любопытны характеристики женских образов, данные через отношение к времени. Портрет Ольги вводится словом «всегда»: «Всегда скромна, всегда послушна…». В мире младшей сестры всё стабильно, статично, ничего нового произойти не может.
А вот появление Татьяны сопровождается словом «впервые»: «Впервые именем таким // Страницы своего романа мы своевольно освятим».
Это героиня нового типа, время которой исчисляется движением небесных светил, богатой жизнью внутреннего космоса, непрерывного духовного развития.
Татьяну сопровождают образы неба: «зари восход», бледная луна, звёзды. Свою жизнь она соотносит с небесным замыслом Творца: «То в вышнем суждено совете, // То воля неба: я — твоя».
Её время нелинейно. Оно, как в раю, о котором сказано, что там «времени не будет», зафиксировано моментами личных переживаний.
Её любовь к Онегину не проходит, растворяясь во времени, не меняется по качеству. А линейное время Онегина приводит его к Татьяне с опозданием: тогда, когда любовь становится невозможной в житейском измерении.
Любовная неудача Онегина – результат столкновения старой и новой модели времени, его европейской (линейной) и восточной (циклической модели).
Можно сказать, что Время в романе становится судьёй, свершающим над героями свой строгий приговор. Покидая Онегина, «в минуту, злую для него», автор намекает, что история о нём будет продолжена, но роман, что символично, остаётся неоконченным.