За что Пушкин любит Онегина
Главного героя своего романа Пушкин называет «добрым приятелем». Многочисленные отсылки в лирических отступлениях и авторских характеристиках намекают на то, что автор и его персонаж хорошо знают друг друга на протяжении многих лет.
Евгений Онегин – не только предмет пристального изучения, но и любимое детище поэта.
Отличительная черта пушкинского таланта – душевная вовлечённость в каждый создаваемый образ, человеческое сочувствие к героям.
Где-то Онегин выведен иронично и даже карикатурно, где-то (после дуэли с Ленским) его хочется назвать негодяем, но даже в своих слабостях и заблуждениях Онегин дорог автору.
Двойственное отношение Пушкина к Онегину позволяет и читателю дать персонажу собственную оценку. Плох или хорош Евгений – каждый решает сам.
Несколько раз Пушкин выражает отношение к герою прямо:
…Мне нравятся его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И редкий охлаждённый ум…
В этих загадочных строках кроется ключ к пониманию образа.
Мы привыкли, что не Онегин, а Татьяна и Ленский верят «избранной мечте», но оказывается, что и в Онегине есть «мечтам невольная преданность».
Невольная – потому что он слишком рационален, чтобы осознавать в себе живой огонь воображения и нравственного поиска.
Тем не менее, это свойство есть, иначе герой не был бы тронут младенческими грёзами Ленского, который, возможно, напомнил ему самого себя в юности. Не оценил бы он и вдохновенной Татьяны, чьё письмо, пусть и ненадолго, тронуло его, погрузив «в сладкий сон».
«Неподражательная странность», о которой говорит Пушкин, вероятнее всего явилась следствием оригинальных привычек Онегина, его способности говорить правду, свободно выражая своё мнение по тому или иному поводу.
«Странность» в первой половине 19 столетия была в большом почёте у светской молодёжи. Она вошла в моду с лёгкой руки лорда Байрона. В России появились сотни подражателей романтику Чайльд Гарольду, в облике которого хотели видеть нечто демоническое.
Это неотразимо действовало на дам, даже в письме Татьяны слышатся отголоски девического восторга перед «коварным искусителем».
Однако странность Онегина неподражательна. Он неподдельно одинок, неподдельно бездомен, и его действительно разъедает скука – следствие ничем не заполнимой внутренней пустоты.
«Редкий охлажденный ум» поэт считает ещё одной привлекательной чертой Онегина. Да, он умён. Мы видим в нём острую наблюдательность и знание жизни.
Охлажденный ум (нечто вроде старинной альтернативы «вечному сиянию чистого разума») – это рассудок, свободный от романтического флёра, беспорядочно возникающих эмоций, бури страстей.
Позже эта черта станет главной особенностью другого персонажа русской литературы – тургеневского Базарова (тоже Евгения).
Пушкину не могут не нравиться эти черты. Они мужественны, довольно редки в свете, во многом свойственны ему самому.
Онегин писался как собирательный образ. В нём соединились черты Петра Чаадаева, Сергея Соболевского, Александра Раевского — современников Пушкина, к которым поэт испытывал и дружеские, и недоброжелательные (в случае с Раевским) чувства.
Признаваясь в неравнодушии к своему герою, автор пытается уберечь читателя от однозначных оценок и окончательных приговоров.