За что Пушкин любит Татьяну Ларину
Редко можно встретить в литературе столь яркий пример показательно любовного отношения автора к герою, сколь это выражено в романе «Евгений Онегин».
Автор любуется своей главной героиней Татьяной Лариной и не скрывает причин приязни, ведь:
…в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте.
Татьяна
…любит без искусства,
Послушная влеченью чувства.
Её образ противопоставлен ветреным красавицам большого света, портретами которых пестрит первая глава романа.
Пушкин показывает, как легко давались пустому светскому эгоисту Онегину победы над их сердцами. Татьяна тоже полюбит его, но иначе: всей преображающей глубиной своего существа, всей необъятной душой, жаждущей счастья не для себя одной, но и прежде всего, для любимого.
Нравится Пушкину и то:
…Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Открытость Татьяны близка пушкинской душе. Она несёт в себе ту творческую волю, которую позже в знаменитой «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевский назовёт «всемирной отзывчивостью».
Девушка любит природу, интересуется жизнью простых людей, она со всеми добра и ласкова.
Пушкин противопоставляет сострадательной Татьяне эгоистичного Онегина.
Любопытно, что внешне ничем не связанный, «свободный» Онегин перемещается в пространстве и времени, не чувствуя гармонии и счастья.
А насильно отданная замуж за нелюбимого, отвергнутая Онегиным и лишь однажды поменявшая «среду обитания» Татьяна гармонична и величественна в любой стихии. Она полна изнутри, и в этой полноте – её красота, её правда, её счастье.
Она живёт не умом, а сердцем. Татьяна интуитивно чувствует людей лучше, чем любой психолог или философ. Именно ей принадлежит изобличительная догадка, развенчивающая интересную в глазах света «странность» Онегина.
«Уж не пародия ли он?» — догадывается она, окинув взглядом его рабочий кабинет, в котором так ничего и не было создано.
Такой же пустой, бутафорской может оказаться и любовь Евгения, в которой он признается героине в конце романа. Возможно, сиюминутность подобного чувства и становится одной из причин отказа Татьяны.
Пушкин доверяет свой главный нравственный урок именно ей. Именно она должна победить и вразумить Онегина, утвердив торжество чести над бесчестием, совести над страстью.