Зачем и почему Пушкин создал «онегинскую» строфу

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах», — писал А.С. Пушкин в самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» поэту П.А. Вяземскому.

В стихотворной форме автору удалось передать волнующие его чувства гораздо сильнее, чем это могла позволить проза.

Но новизна пушкинского произведения заключалась ещё и в том, что автор придумал для него особым образом организованную, так называемую «онегинскую» строфу, а не воспользовался уже известными строфами разного типа.

Весь роман написан с использованием сложного чередования стихов (исключение составляют письма Татьяны и Онегина, а также песня девушек в 3 главе).

 

Онегинская строфа представляет собой объединённые в небольшие группы стихи, в ней одинаковое количество строк и одинаково чередуются рифмы.

Она состоит из 14 стихов и делится на четыре части: три четверостишия и заключительное двустишие.

А.С. Пушкин применил в созданной им строфе все возможные способы рифмовки: в ней друг за другом следуют перекрёстная, смежная и опоясывающая рифма, две рифмованные строки завершают онегинскую строфу.

С какой целью поэт, написавший роман излюбленным стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, придумал для него особую строфу?

Прежде всего, она помогала автору подчеркнуть «свободный» характер повествования, передать впечатление непринуждённого разговора с читателем.

Такая строфа не утомляет внимание, потому что каждый раз звучит по-разному.

Являясь относительно законченной по теме, онегинская строфа давала автору возможность с лёгкостью переключаться с одной темы на другую, помогала переходить от описаний и рассказа о событиях к лирическим размышлениям или высказываниям личных переживаний.

Новая строфа позволяла Пушкину передать многообразие интонаций, от «высокого», книжного, стиля речи обращаться к разговорному.

Выступая в роли определённого элемента в движении сюжета романа и являясь его композиционной единицей, онегинская строфа обладает особенной гибкостью.

Как правило, она представляет собой законченное по смыслу и форме короткое произведение. Автор по-разному распределил в ней текст.

Деление на фразы могло соответствовать у него делению на четверостишия с заключительной парой стихов, в которой как бы обобщались все предыдущие мысли. Фраза в онегинской строфе могла незаметно и легко переходить из одного четверостишия в другое.

Также в романе встречаются как бы незаконченные строфы. Их окончание Пушкин перенёс в следующую строфу, привлекая этим внимание к какому-либо действию или мысли.

Например, чтобы передать чувство томительного ожидания настоящей любви Татьяной, автор завершил начатую в VII строфе третьей главы мысль в начале VIII строфы:

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала … кого-нибудь

И дождалась…

Существует также предположение, что в онегинской строфе А.С. Пушкин закодировал план молодого архитектора Витберга, предложившего проект строительства храма Христа Спасителя.

Но, чем бы ни руководствовался поэт, придуманная им лёгкая, непринуждённая форма смыслового и поэтического выражения говорит о том, каким непревзойдённым мастером стиха он был.

Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин» Актуальность романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Основные события романа Пушкина «Евгений Онегин»