Зачем Пушкин противопоставляет Онегина соседям
Среди своих деревенских соседей Онегин кажется странной птицей.
Первое преобразование, которое он совершает в родном имении, — отмена барщины: «Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил».
Это означает, что вместо работы на земле, отнимающей у крестьянина силы и время, которые он мог бы потратить на уход за собственным наделом, молодой наследник обязал своих крепостных отдавать в его хозяйство небольшую часть натуральных продуктов.
С точки зрения крестьян, жить стало гораздо легче, а вот старые помещики отнеслись к такому поступку с недоумением.
Ещё бы! Ведь если не обрабатывать барскую землю, за счёт чего имение будет получать доход? Не каждый был готов вот так запросто отказаться от бесплатной рабочей силы!
За что ещё невзлюбили соседи Онегина? Об этом Пушкин говорит прямо:
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
Соседи заметили, что Онегин не дорожит их обществом, не пытается понравиться, стать своим человеком, не соблюдает условностей местного этикета.
Такое поведение связано с образом жизни Евгения, избалованного высшим петербургским обществом. Он успел пресытиться общением, лёгкими любовными победами, столичной роскошью.
В сравнении с прежними знакомыми деревенские обыватели кажутся Онегину смешными, пошлыми.
Разделяет его взгляды и приехавший из Германии Ленский:
В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной,
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством…
Неприязнь к соседям, думающим, как бы повкуснее поесть, сближает Онегина и Ленского.
Пушкин противопоставляет Евгения соседям, чтобы подчеркнуть его чуждость всему простому, естественному, природному.
Сильнее всего этот контраст проявится при сближении с семейством Лариных, которое хранит традиции русской старины.
В своём письме Татьяна пишет:
«…Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно.
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно…»
Она не может не чувствовать, что Онегин чужд всему, что для неё привычно. Он представляется ей существом иного мира (то ангелом, то демоном).
Девочка из глубинки благоговеет перед благородным и просвещённым молодым человеком, который окружён ореолом тайны. Она ещё не знает, что за внешней загадочностью скрыта внутренняя пустота.
Онегин чужд не только соседям – он чужой всему в мире, пока в его душе живёт разлад с самим собой.