Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Роман Пушкина «Евгений Онегин» не отличается большим количеством персонажей. Между тем, он наполнен воздушной женственностью, мимолётными чертами знаменитых и неизвестных пушкинских современниц.
Отдельного разговора заслуживают четыре женских образа из «деревенских» глав «Онегина»: сёстры Ларины, их мать и няня.
В образе старшей Лариной угадывается облик немолодой дворянки рубежа 18-19 столетий.
Она повторяет типичную судьбу женщин своего круга: тайная романтическая влюблённость, выдача замуж по решению родителей за нелюбимого мужчину, переезд из города в деревню, наконец, постепенное становление помещицей и привычка к тихим семейным радостям.
Свою любовь к переводным романам Татьяна унаследует от матери, которая:
…любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Её московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был ещё жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле…
Получается, что старшая дочь получит такую же женскую судьбу, как мать.
Правда, досуги последней скрашивает «замена счастию» — привычка:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И всё тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Всё это мужа не спросясь.
В первые годы сельской жизни её привычки выглядят оригинально:
Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро всё перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
Обе дочери Лариной вырастают благонравными и послушными. Особую любовь родителей заслуживает Ольга:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные…
Гораздо сложнее с непонятной и странной старшей дочерью – Татьяной, которую автор описывает так:
…Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…
Показательно, что в самый важный момент жизни, ощутив в своём сердце первые ростки любви, Татьяна обращается не к матери, а к няне, спрашивая её, была ли та влюблена.
Этот вопрос кажется няне странным. Для неё брак и любовь – две разные вещи:
— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
Няня, оживший голос народа, живёт, покорясь своей судьбе:
«Да как же ты венчалась, няня?»—
Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
Образ заботливой няни возвращает нас к биографии Пушкина и «подруге дней его суровых» крепостной Арине Родионовне. Так же, как и Татьяна, поэт поверял ей сердечные думы, ценя в ней бескорыстную любовь и простоту.
Можно сказать, что характер любимой пушкинской героини был в большей мере сформирован именно няней, хранительницей сказок, суеверий и народной морали.
В системе женских образов, где главным является Татьяна, а вспомогательным, оттеняющим его – Ольга, расставлены акценты на качествах, которые особенно ценились Пушкиным в женском характере.
Его Татьяна искренна, поэтична, честна, способна к любви и состраданию. Именно благодаря этому образу русская литература обрела эталон одухотворённой женской красоты.