Образ Ольги в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Сёстры Ольга и Татьяна Ларины – главные женские образы романа. Их обязательно нужно сравнить, сопоставить, чтобы понять, что вкладывает автор в образ каждой из героинь.
Ольга — младшая сестра в семье, домашняя любимица. Она послушна, мила, простодушна. Ольга – голубоглазая блондинка с лёгким характером и незлобивым нравом.
Мы знаем о младшей Лариной немного: в неё влюблён Ленский, она окружена подругами, с Татьяной они не близки.
История Ольги интересна Пушкину постольку, поскольку любовь к ней раскрывает характер Ленского и оттеняет отношения Онегина и Татьяны.
Вот как рассказывается о первой романтической влюблённости юного поэта в младшую сестру:
…Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умиленный
Её младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял её забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Ольга, простая и ясная, как утро, стала музой Ленского, ведь для воображения поэта не нужно многого: всё необходимое он домысливает сам:
…Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Чуть подробней описывает её А. С. Пушкин далее, в авторской характеристике:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге…
Характеристика очень лаконична, а самым интересным в ней становится то, что следует после противительного союза «но»:
Всё в Ольге… Но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Пушкин не прописывает образ Ольги в подробностях. Она – типичная романтическая героиня, написанная в традициях европейского рыцарского канона.
Таких белокурых красавиц прославляли в стихах и романах многие авторы после Вальтера Скотта, воспевшего леди Ровену в «Рыцаре Айвенго».
Похожая двойственность прослеживается в сонетах У. Шекспира, когда он спорит со стереотипом женской красоты, поэтизируя неканонический облик «смуглой леди» в знаменитом 130 сонете:
Её глаза на звёзды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь…
Для поэта интереснее не правило, а исключение, не канон, а отход от него, вот почему и Пушкин подробнее описывает Татьяну.
Не столь возвышенный душой, но уже вкусивший любовного опыта Онегин, из двух сестёр Лариных выделяет старшую:
Неужто ты влюблён в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне…
Онегин не видит глубины за внешней прелестью Ольги. Он инстинктивно чувствует в ней отсутствие жизненного опыта, привычки к мысли.
Впрочем, винить за это юную девушку нельзя. Просто в романе ей уготована не главная роль.
Ольга лишь оттеняет задумчивую и диковатую прелесть своей сестры Татьяны, любимой героини Пушкина и носительницы основной идеи пушкинского творчества.
В этом — главное значение её образа.