Татьяна и Ольга Ларины (сочинение)

Татьяна и Ольга Ларины – героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Яркие образы двух сестёр раскрывают разные грани женских характеров и во многом противоположны друг другу, но их связывает тема общей причастности к глубинной помещичьей России, патриархальным традициям старины.

Ольга и Татьяна отличаются друг от друга, как утро и вечер.

Первая – голубоглазая блондинка, а вторая – брюнетка с задумчивыми карими глазами. Ольга резва и весела, Татьяна – тиха и задумчива. Младшая сестра с детства окружена подругами, а старшая проводит время в одиночестве, за чтением книг.

Вот какой изображает Пушкин Ольгу Ларину:

…Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Пушкин подчёркивает обыкновенность Ольги, её сходство с множеством других провинциальных барышень.

Несмотря на то, что Ольга превосходит Татьяну красотой и внешним обаянием, для Пушкина как поэта гораздо интереснее старшая сестра.

Этот взгляд разделяет с автором Онегин, который при первом посещении Лариных обращает внимание именно на Татьяну, называя Ольгу «глупой… как луна».

Описание облика и характера Татьяны занимает в романе почти в три раза больше места, чем характеристика Ольги. Если младшую сестру легко описать с помощью наречия «всегда», то изображение Татьяны начинается с череды отрицаний:

…Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

 

Татьяне чужды все привычные женские занятия, которыми с малых лет развлекают себя девочки:

…Её изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шёлковым она
Не оживляла полотна…

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела…

…Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких её подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Что же может противопоставить привычному укладу жизни Татьяна? Что занимает её ум? Мир мечты.

Свои вымыслы девушка черпает в книгах, она – первая в русской литературе настоящая читательница, ведь, как и её матери, «…ей книги заменяли всё».

Мечтательная и тонкая душа старшей сестры открыта всему, в чём есть правда и красота, поэтому образ Татьяны очень тесно вписан в окружающую природу.

Девушка часто проводит время в саду, на балконе, у окна, любуется небесными светилами, блеском снега, сменой времён года.

С вдумчивым потаённым характером Татьяны ассоциируются спокойные русские пейзажи, сама природа сочувствует девушке в минуты сильного душевного волнения.


Различные характеры сестёр по-разному влияют на их дальнейшую судьбу.

Влюблённый в Ольгу молодой романтик Ленский погибает от пули Онегина. Причиной роковой дуэли становятся злая шутка Евгения над бывшим приятелем и легкомыслие Ольги.

За две недели до свадьбы она кокетничает с Онегиным, чем и вызывает негодование жениха. Цепь нелепых случайностей приводит к трагедии, и Ольга лишается любимого.

Но велико ли горе героини? Через некоторое время образ Ленского гаснет в её сердце под наплывом нового чувства. Ольга выходит замуж за улана и покидает родительский дом.

 

Зато в душе Татьяны это событие совершает переворот.

Она впервые задумывается о том, почему Онегин пошёл на страшный поединок и не нашёл способов его предотвратить.

Онегин уезжает из деревенского имения, но в его отсутствие Татьяна посещает «уединенный кабинет» в опустевшей усадьбе и знакомится с книгами Евгения. Она читает строки, оставившие след в душе её героя и справедливо спрашивает саму себя: «Уж не пародия ли он?»

Татьяна разочарована поступком Онегина, открывшейся ей чередой его заблуждений, но её любовь от этого не уменьшается.

 

Дальнейшая судьба Татьяны складывается помимо желаний самой героини. Её привозят в Москву и выдают замуж по обычаям того времени.

Через несколько лет Онегин встречает княгиню на балу в Петербурге и, поражённый переменой в её облике и судьбе, признаётся ей в любви.

Татьяна растрогана этим признанием, но оно причиняет ей боль. Несмотря на то, что чувство к Онегину всё ещё живо в её душе, она не может оставить любящего мужа, с которым обвенчана.

 

Пушкин восхищается своей любимой героиней, называет её «моя Татьяна», «милая Татьяна», «бедная Таня».

Финальная сцена романа – это сцена её торжества. Противопоставляя легкомыслие и бездумность Ольги глубине и душевной красоте Татьяны, поэт утверждает свой нравственный идеал и надолго закрепляет образ старшей сестры Лариной в русской литературе.

Ларины в романе Пушкина «Евгений Онегин» Характеристика Ольги в романе Пушкина «Евгений Онегин» Описание Ольги в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Ларины в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Характеристика Ольги в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Образ Ольги в романе Пушкина «Евгений Онегин»