Сочинение: Пушкин и Онегин

Функции образов автора и главного героя в романе «Евгений Онегин» переплетены сложной смысловой вязью.

Отождествляя Пушкина с Онегиным, мы, безусловно, совершим грубую ошибку. Но и разделять эти образы, не находя между ними ничего общего, тоже неверно.

 

Для начала обратим внимание на сходства Пушкина и Онегина.

Автор называет героя «добрый мой приятель», вспоминает о времени общей молодости, проведённой в Петербурге, подчёркивает принадлежность к одной культурной среде.

И Пушкин, и Онегин – молодые дворяне, современники. Они посещают одни и те же театры, бывают на званых вечерах, гуляют по Невскому проспекту и Летнему саду.

 

Здесь начинаются различия между ними. Пушкину всё интересно, ново, всё влечёт его в самый круговорот жизни; Онегину везде скучно.

Волнует Пушкина окружающее пространство: поэт признаётся в любви к Петербургу («Люблю тебя, Петра творенье…»), наслаждается его белыми ночами и поэтическим предрассветным воздухом. Для Онегина Петербург – привычная среда обитания, место, где можно показать себя, пройдясь по бульвару в модном сюртуке и цилиндре.

Пушкин любит театр, называя его «волшебным краем», сравнивая актрис с «богинями». Онегин лишь формально присутствует в храме искусства, отдавая дань моде, требующей от дворянина посещения выставок, погружения в театральную и литературную жизнь.

Кстати, к художественному слову герой также не чуток («Не мог он ямба от хорея // Как мы ни бились, отличить»). Пушкин же – гений русской словесности, живое воплощение русской литературы.

 

Сравнивая вкусы и привычки Пушкина и Онегина, мы понимаем, что первый является творцом культуры, а второй – лишь её потребителем, да и то потребителем поневоле.

Поэт живёт полноценной творческой жизнью, отдавая ей все силы собственной души. Онегин же лишь скользит по поверхности бытия, воспринимая мир рассудком, а не сердцем.

То, что Евгению скучно в атмосфере культурного расцвета России, когда общество жило ожиданием перемен и созидало национальные шедевры, доказывает его неспособность к серьёзной деятельности и равнодушие к прекрасному.

 

Теперь снова поговорим о сходствах. Пушкин признаётся, что, в конце концов, и ему, как Онегину, надоели светские забавы. Дожив до 26-ти лет, и поэт, и его герой начинают чувствовать пресыщение от пустой столичной жизни, разочаровываются в идеалах молодости и женской любви.

Правда, Пушкин давно имеет свой путь и ревностно служит Слову, обретая в этом смысл жизни, а Онегин так и не находит своего призвания.

 

Автор ведёт повествование от первого лица, но некоторые эпизоды излагает устами Евгения.

Пушкин и Онегин – два рассказчика, которые последовательно чередуют фрагменты собственных впечатлений и творят то плотную, насыщенную сложными образами, то легчайшую, как паутинка, художественную ткань романа.

Онегин – действующее лицо, а Пушкин – мудрый, чуть более взрослый его «приятель», сторонний наблюдатель, относящийся к герою с сочувствием:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Пушкин и Онегин умны, они умеют дать ёмкую характеристику происходящим событиям, наделены чувством меры и вкуса.

Их роднит отношение к Татьяне. Любимая героиня Пушкина, Татьяна сразу обращает на себя внимание Евгения. «…Я выбрал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт…», — говорит он Ленскому, узнав, что тот влюблён в Ольгу.

Но Онегин не поэт, и, получив признание старшей сестры, он старается избежать сближения. Свобода от любых обязательств для него важнее «чувствий и страстей».

В конце романа персонаж осознаёт, что любит Татьяну, но здесь Пушкин словно приподнимается над своим героем и даёт ему нравственный урок, окончательно принимая сторону Лариной.

 

Таким образом, Пушкин и Онегин – величины не тождественные, но во многом схожие.

Поэт наделил героя романа некоторыми собственными чертами, свойствами своих друзей и знакомых. Ему было важно создать достоверный портрет современника, а не автопортрет.

Можно сказать, что детали онегинской обстановки и его щегольского облика, доподлинно известные Пушкину по собственному опыту, достались герою от автора романа. А вот свою душу, мир устремлений, грёз и чаяний поэт любовно передал не ему, а Татьяне, в которой видел «милый идеал» женщины и человека.

План романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам Цитатный план романа Пушкина «Евгений Онегин» Вывод по роману Пушкина «Евгений Онегин»
План романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
Цитатный план романа Пушкина «Евгений Онегин»
Чему учит роман Пушкина «Евгений Онегин»