Сочинение: Пушкин и Онегин
Функции образов автора и главного героя в романе «Евгений Онегин» переплетены сложной смысловой вязью.
Отождествляя Пушкина с Онегиным, мы, безусловно, совершим грубую ошибку. Но и разделять эти образы, не находя между ними ничего общего, тоже неверно.
Для начала обратим внимание на сходства Пушкина и Онегина.
Автор называет героя «добрый мой приятель», вспоминает о времени общей молодости, проведённой в Петербурге, подчёркивает принадлежность к одной культурной среде.
И Пушкин, и Онегин – молодые дворяне, современники. Они посещают одни и те же театры, бывают на званых вечерах, гуляют по Невскому проспекту и Летнему саду.
Здесь начинаются различия между ними. Пушкину всё интересно, ново, всё влечёт его в самый круговорот жизни; Онегину везде скучно.
Волнует Пушкина окружающее пространство: поэт признаётся в любви к Петербургу («Люблю тебя, Петра творенье…»), наслаждается его белыми ночами и поэтическим предрассветным воздухом. Для Онегина Петербург – привычная среда обитания, место, где можно показать себя, пройдясь по бульвару в модном сюртуке и цилиндре.
Пушкин любит театр, называя его «волшебным краем», сравнивая актрис с «богинями». Онегин лишь формально присутствует в храме искусства, отдавая дань моде, требующей от дворянина посещения выставок, погружения в театральную и литературную жизнь.
Кстати, к художественному слову герой также не чуток («Не мог он ямба от хорея // Как мы ни бились, отличить»). Пушкин же – гений русской словесности, живое воплощение русской литературы.
Сравнивая вкусы и привычки Пушкина и Онегина, мы понимаем, что первый является творцом культуры, а второй – лишь её потребителем, да и то потребителем поневоле.
Поэт живёт полноценной творческой жизнью, отдавая ей все силы собственной души. Онегин же лишь скользит по поверхности бытия, воспринимая мир рассудком, а не сердцем.
То, что Евгению скучно в атмосфере культурного расцвета России, когда общество жило ожиданием перемен и созидало национальные шедевры, доказывает его неспособность к серьёзной деятельности и равнодушие к прекрасному.
Теперь снова поговорим о сходствах. Пушкин признаётся, что, в конце концов, и ему, как Онегину, надоели светские забавы. Дожив до 26-ти лет, и поэт, и его герой начинают чувствовать пресыщение от пустой столичной жизни, разочаровываются в идеалах молодости и женской любви.
Правда, Пушкин давно имеет свой путь и ревностно служит Слову, обретая в этом смысл жизни, а Онегин так и не находит своего призвания.
Автор ведёт повествование от первого лица, но некоторые эпизоды излагает устами Евгения.
Пушкин и Онегин – два рассказчика, которые последовательно чередуют фрагменты собственных впечатлений и творят то плотную, насыщенную сложными образами, то легчайшую, как паутинка, художественную ткань романа.
Онегин – действующее лицо, а Пушкин – мудрый, чуть более взрослый его «приятель», сторонний наблюдатель, относящийся к герою с сочувствием:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.
Пушкин и Онегин умны, они умеют дать ёмкую характеристику происходящим событиям, наделены чувством меры и вкуса.
Их роднит отношение к Татьяне. Любимая героиня Пушкина, Татьяна сразу обращает на себя внимание Евгения. «…Я выбрал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт…», — говорит он Ленскому, узнав, что тот влюблён в Ольгу.
Но Онегин не поэт, и, получив признание старшей сестры, он старается избежать сближения. Свобода от любых обязательств для него важнее «чувствий и страстей».
В конце романа персонаж осознаёт, что любит Татьяну, но здесь Пушкин словно приподнимается над своим героем и даёт ему нравственный урок, окончательно принимая сторону Лариной.
Таким образом, Пушкин и Онегин – величины не тождественные, но во многом схожие.
Поэт наделил героя романа некоторыми собственными чертами, свойствами своих друзей и знакомых. Ему было важно создать достоверный портрет современника, а не автопортрет.
Можно сказать, что детали онегинской обстановки и его щегольского облика, доподлинно известные Пушкину по собственному опыту, достались герою от автора романа. А вот свою душу, мир устремлений, грёз и чаяний поэт любовно передал не ему, а Татьяне, в которой видел «милый идеал» женщины и человека.