Сочинение: Пушкин и Онегин

Функции образов автора и главного героя в романе «Евгений Онегин» переплетены сложной смысловой вязью.

Отождествляя Пушкина с Онегиным, мы, безусловно, совершим грубую ошибку. Но и разделять эти образы, не находя между ними ничего общего, тоже неверно.

 

Для начала обратим внимание на сходства Пушкина и Онегина.

Автор называет героя «добрый мой приятель», вспоминает о времени общей молодости, проведённой в Петербурге, подчёркивает принадлежность к одной культурной среде.

И Пушкин, и Онегин – молодые дворяне, современники. Они посещают одни и те же театры, бывают на званых вечерах, гуляют по Невскому проспекту и Летнему саду.

 

Здесь начинаются различия между ними. Пушкину всё интересно, ново, всё влечёт его в самый круговорот жизни; Онегину везде скучно.

Волнует Пушкина окружающее пространство: поэт признаётся в любви к Петербургу («Люблю тебя, Петра творенье…»), наслаждается его белыми ночами и поэтическим предрассветным воздухом. Для Онегина Петербург – привычная среда обитания, место, где можно показать себя, пройдясь по бульвару в модном сюртуке и цилиндре.

Пушкин любит театр, называя его «волшебным краем», сравнивая актрис с «богинями». Онегин лишь формально присутствует в храме искусства, отдавая дань моде, требующей от дворянина посещения выставок, погружения в театральную и литературную жизнь.

Кстати, к художественному слову герой также не чуток («Не мог он ямба от хорея // Как мы ни бились, отличить»). Пушкин же – гений русской словесности, живое воплощение русской литературы.

 

Сравнивая вкусы и привычки Пушкина и Онегина, мы понимаем, что первый является творцом культуры, а второй – лишь её потребителем, да и то потребителем поневоле.

Поэт живёт полноценной творческой жизнью, отдавая ей все силы собственной души. Онегин же лишь скользит по поверхности бытия, воспринимая мир рассудком, а не сердцем.

То, что Евгению скучно в атмосфере культурного расцвета России, когда общество жило ожиданием перемен и созидало национальные шедевры, доказывает его неспособность к серьёзной деятельности и равнодушие к прекрасному.

 

Теперь снова поговорим о сходствах. Пушкин признаётся, что, в конце концов, и ему, как Онегину, надоели светские забавы. Дожив до 26-ти лет, и поэт, и его герой начинают чувствовать пресыщение от пустой столичной жизни, разочаровываются в идеалах молодости и женской любви.

Правда, Пушкин давно имеет свой путь и ревностно служит Слову, обретая в этом смысл жизни, а Онегин так и не находит своего призвания.

 

Автор ведёт повествование от первого лица, но некоторые эпизоды излагает устами Евгения.

Пушкин и Онегин – два рассказчика, которые последовательно чередуют фрагменты собственных впечатлений и творят то плотную, насыщенную сложными образами, то легчайшую, как паутинка, художественную ткань романа.

Онегин – действующее лицо, а Пушкин – мудрый, чуть более взрослый его «приятель», сторонний наблюдатель, относящийся к герою с сочувствием:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Пушкин и Онегин умны, они умеют дать ёмкую характеристику происходящим событиям, наделены чувством меры и вкуса.

Их роднит отношение к Татьяне. Любимая героиня Пушкина, Татьяна сразу обращает на себя внимание Евгения. «…Я выбрал бы другую, // Когда б я был, как ты, поэт…», — говорит он Ленскому, узнав, что тот влюблён в Ольгу.

Но Онегин не поэт, и, получив признание старшей сестры, он старается избежать сближения. Свобода от любых обязательств для него важнее «чувствий и страстей».

В конце романа персонаж осознаёт, что любит Татьяну, но здесь Пушкин словно приподнимается над своим героем и даёт ему нравственный урок, окончательно принимая сторону Лариной.

 

Таким образом, Пушкин и Онегин – величины не тождественные, но во многом схожие.

Поэт наделил героя романа некоторыми собственными чертами, свойствами своих друзей и знакомых. Ему было важно создать достоверный портрет современника, а не автопортрет.

Можно сказать, что детали онегинской обстановки и его щегольского облика, доподлинно известные Пушкину по собственному опыту, достались герою от автора романа. А вот свою душу, мир устремлений, грёз и чаяний поэт любовно передал не ему, а Татьяне, в которой видел «милый идеал» женщины и человека.

Какие строки романа «Евгений Онегин» посвящены Петербургу Прототип Евгения Онегина для Пушкина Какие темы поднимает Пушкин в романе «Евгений Онегин»
Какие строки романа «Евгений Онегин» посвящены Петербургу
Прототип Евгения Онегина для Пушкина
Чем похожи и близки Пушкин и Онегин
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.