Вывод по первой главе романа Пушкина «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин называл свое произведение «романом в стихах», подчеркивая его реалистичность.
Это не отвлеченное повествование, пронизанное романтичным духом, а приземленное, рассказывающее об обычных людях, открывающее читателю особенности эпохи, в которую жил и творил великий русский поэт.
Для понимания задумки произведения одну из ключевых ролей играет первая глава. Ее подробный анализ дает общее представление о том, что хотел сказать автор своим романом в стихах.
Эта глава открывает историю и знакомит читателя с одним из ее главных героев – Евгением Онегиным.
Юноша предстает перед нами не в самом хорошем свете. Он едет к своему болеющему дяде и размышляет о цели визита весьма язвительно:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Читатель видит: перед ним отнюдь не мечтательный молодой человек, а скептик с холодным, трезвым умом. Он склонен к сарказму и смотрит на вещи без романтического налета.
Тут сразу же проступает уникальность романа в стихах: его яркая реалистичность. До Пушкина никто не делал подобных личностей героями поэтических произведений.
Условно первую главу произведения можно поделить на четыре части. Они неравные по объему и отражают разные состояния персонажей, а также временные промежутки.
Первая часть повествует о настоящем. Она начинает и заканчивает главу.
Именно из нее читатель узнает о герое произведения, что это «молодой повеса, <…> всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных».
Далее следует вторая часть и более обстоятельное знакомство с Евгением Онегиным. Мы узнаем, что он
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Надо заметить, что, описывая детство Онегина, автор дает общую характеристику воспитания всей молодежи того времени. С этой точки зрения образ главного героя можно назвать собирательным.
Третья часть – описание столичного образа жизни «молодого повесы». Балы, развлечения, мимолетные романы – картина, типичная для светского общества пушкинской эпохи!
Рассказывая об этой стороне жизни героя, автор использует многочисленные глаголы движения, отображающие стремительный, не дающий ни минутки отдыха, темп времяпрепровождения Евгения Онегина: стремглав, бежит, взлетел, помчался и т.д.
Вторая и третья часть – описание прошлого, того, что сформировало главного героя произведения. Именно они обе в совокупности помогают понять, как воспитывался, жил и становился личностью Онегин.
Четвертая часть вневременная. Это окончание главы, представляющее собой красивое лирическое отступление от основного повествования.
В нем Пушкин рассказывает, как он любит тихую деревенскую природу, как нуждается в спокойствии и отдыхе:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
Здесь же автор не забывает подчеркнуть свои различия с Онегиным.
Вообще, стоит отметить, что на протяжении всего текста Пушкин будет вскользь или напрямую говорить, что они совсем разные, и именно это стало основой для взаимной симпатии и дружбы:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
Делая вывод о значении первой главы для всего произведения, заметим: именно она знакомит читателя с главным героем, показывает отношение автора к раскрывающейся истории, определяет глубину и уникальность текста.
Постепенно Пушкин вводит нас в мир персонажей, живописует быт и особенности эпохи.
Повествование нередко прерывается лирическими отступлениями, в которых великий поэт описывает собственные чувства и отношения к героям, ставя как бы временные паузы и давая истории развиваться неторопливым, естественным темпом, как и происходит в реальной жизни.