Вывод по первой главе романа Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин называл свое произведение «романом в стихах», подчеркивая его реалистичность.

Это не отвлеченное повествование, пронизанное романтичным духом, а приземленное, рассказывающее об обычных людях, открывающее читателю особенности эпохи, в которую жил и творил великий русский поэт.

Для понимания задумки произведения одну из ключевых ролей играет первая глава. Ее подробный анализ дает общее представление о том, что хотел сказать автор своим романом в стихах.

Эта глава открывает историю и знакомит читателя с одним из ее главных героев – Евгением Онегиным.

 

Юноша предстает перед нами не в самом хорошем свете. Он едет к своему болеющему дяде и размышляет о цели визита весьма язвительно:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

 

Читатель видит: перед ним отнюдь не мечтательный молодой человек, а скептик с холодным, трезвым умом. Он склонен к сарказму и смотрит на вещи без романтического налета.

Тут сразу же проступает уникальность романа в стихах: его яркая реалистичность. До Пушкина никто не делал подобных личностей героями поэтических произведений.

Условно первую главу произведения можно поделить на четыре части. Они неравные по объему и отражают разные состояния персонажей, а также временные промежутки.

Первая часть повествует о настоящем. Она начинает и заканчивает главу.

Именно из нее читатель узнает о герое произведения, что это «молодой повеса, <…> всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных».

 

Далее следует вторая часть и более обстоятельное знакомство с Евгением Онегиным. Мы узнаем, что он

Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

Надо заметить, что, описывая детство Онегина, автор дает общую характеристику воспитания всей молодежи того времени. С этой точки зрения образ главного героя можно назвать собирательным.

 

Третья часть – описание столичного образа жизни «молодого повесы». Балы, развлечения, мимолетные романы – картина, типичная для светского общества пушкинской эпохи!

Рассказывая об этой стороне жизни героя, автор использует многочисленные глаголы движения, отображающие стремительный, не дающий ни минутки отдыха, темп времяпрепровождения Евгения Онегина: стремглав, бежит, взлетел, помчался и т.д.

Вторая и третья часть – описание прошлого, того, что сформировало главного героя произведения. Именно они обе в совокупности помогают понять, как воспитывался, жил и становился личностью Онегин.

 

Четвертая часть вневременная. Это окончание главы, представляющее собой красивое лирическое отступление от основного повествования.

В нем Пушкин рассказывает, как он любит тихую деревенскую природу, как нуждается в спокойствии и отдыхе:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?

 

Здесь же автор не забывает подчеркнуть свои различия с Онегиным.

Вообще, стоит отметить, что на протяжении всего текста Пушкин будет вскользь или напрямую говорить, что они совсем разные, и именно это стало основой для взаимной симпатии и дружбы:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

 

Делая вывод о значении первой главы для всего произведения, заметим: именно она знакомит читателя с главным героем, показывает отношение автора к раскрывающейся истории, определяет глубину и уникальность текста.

Постепенно Пушкин вводит нас в мир персонажей, живописует быт и особенности эпохи.

Повествование нередко прерывается лирическими отступлениями, в которых великий поэт описывает собственные чувства и отношения к героям, ставя как бы временные паузы и давая истории развиваться неторопливым, естественным темпом, как и происходит в реальной жизни.

Чему учит роман Пушкина «Евгений Онегин» Сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин» Эссе по роману Пушкина «Евгений Онегин»
Чему учит роман Пушкина «Евгений Онегин»
Сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин»
Вывод по роману Пушкина «Евгений Онегин»