Вывод по роману Пушкина «Евгений Онегин»
Завершая прочтение романа «Евгений Онегин», читатель приходит к нескольким серьёзным выводам, которые явно или опосредованно формулирует в своём произведении Пушкин.
Важным уроком, который мы выносим из истории жизни Онегина, становится старая истина: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Привыкший к лёгкой и радостной жизни, полной удовольствий, главный герой слишком поздно приходит к пониманию истинных ценностей.
Он совершает преступление против дружбы и человечности, когда становится виновником гибели Ленского.
Не умеет он и вовремя оценить любовь Татьяны. Спустя годы Онегин на коленях просит её о взаимности, но время упущено: Татьяна выходит замуж и не может предать любящего её супруга.
Этот жизненный урок можно перевести на более глубокий уровень толкования.
История Онегина – не простое повествование о частной человеческой жизни.
Это портрет «героя времени», пушкинского современника, заражённого всеми болезнями своего века: гордыней, эгоизмом, желанием превознестись над прочими.
Грозная тень Наполеона, нависшая над всем 19-м столетием, меняет образ мыслей людей. Теперь каждый вынашивает в своей душе грандиозные замыслы покорения мира:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
«Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», — с горечью констатирует Пушкин. Онегин заражён этим вирусом.
Его насмешливый ум сильнее голоса сердца, а потому Евгению никогда не понять иррациональной, стихийной, духовно и душевно щедрой Татьяны.
Холодный ум и сердечная пустота могут, в сочетании друг с другом, стать страшным симптомом нового времени. Это доказывают все последующие модификации Онегина в русской литературе: Печорин, Базаров, Волохов, Раскольников, Ставрогин.
В их «послужном списке» все прегрешения и грехи человеческого рода: от разбитых женских сердец до убиения старушек.
Получается, что роман «Евгений Онегин» — пушкинское предупреждение потомкам.
Поэт не любуется своим героем, а показывает его несостоятельность, чуждость русской культуре.
Своим идеалом он называет не Онегина, а Татьяну, характер которой целостен, как душа России в её гармоническом, пушкинском восприятии.
Это произведение – долгое размышление о России, её особом пути, сложных и разнообразных связях с Европой.
Это боль о том, как несвободен русский человек социально и как он может быть прекрасен при этом внутренне.
Это роман, построенный на парадоксах русского характера, вечная притча о русской любви, которая никогда не бывает счастливой, и ещё – долгий-долгий разбег в бесконечность русской жизни, продолженный последующими поколениями наших писателей.