Черты Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Знакомясь с любым произведением гениального поэта-классика, читатель невольно представляет самого мастера слова — Александра Сергеевича Пушкина.
Он тонкий лирик и хороший психолог. Мог проникать во внутренний мир любимых героев — перевоплощаться.
Образы, созданные авторской фантазией, получились «живыми», запоминающимися. Не случайно деятели искусства (режиссеры-постановщики, кинематографы, художники, музыканты…) делают их героями своих работ.
Роман в стихах «Евгений Онегин» — это, пожалуй, лучшее творение Пушкина, его «любимое детище».
Так написать мог только человек, влюбленный в искусство, не понаслышке знавший жизнь «во всех ее проявлениях».
Многоликий образ автора присутствует на протяжении всех глав. В непринужденной манере он ведет беседу с читателем, представляет любимых героев, в лирических отступлениях рассказывает о себе.
Нельзя не заметить в персонажах черты Пушкина. По-разному он относится к своим «чадам»: одних любит, восхищается, к другим относится немного с иронией, хотя и симпатизирует, третьих не уважает, дает обидные «говорящие фамилии».
К «доброму приятелю» — Онегину у автора особое отношение. Рассказчик говорит о нем с долей иронии.
Есть много общего между ними, но они разные. Не раз поэт напоминает читателю, что нельзя отождествлять его самого с героем, именем которого назван роман.
В чем же заключается сходство?
Оба молодые, но уставшие от жизни; являются представителями дворянской аристократии; образованные, разбираются в общественных вопросах. Автор познакомился с Евгением в пору юности, когда сам «был озлоблен, он угрюм».
Молодые люди оба познали «страстей игру», уже в совершенстве владели «наукой страсти нежной».
Пушкину тоже не нравилась «пышность» «света», «мишура» «постылой жизни» — «маскарад». Он сожалел, что потратил на развлечения много времени.
Лирические отступления дают понять читателю, чем различаются между собой поэт и его герой.
Отвлекшись на время от эпической части, Пушкин переходил на лирику (рассказывал о себе: своих взглядах на искусство, природу, культуру, язык…).
Он вспоминал лучшие годы, друзей, «уединенные уголки» природы, «волшебный край» театра; выступал свидетелем и участником жизни, описанной в произведении.
Учитывая «палитру» чувств, мыслей писателя, можно понять, насколько значительна, духовно богата личность автора.