Почему «Евгений Онегин» назван Пушкиным как свободный роман

Александр Сергеевич Пушкин был не просто великим русским поэтом, но истинным гением, который сумел полностью преобразить отечественную литературу, вывести ее на совершенно новый уровень и, более того, создать мощную опору для всех последующих писателей.

Он творил не только в поэтических жанрах, но и в прозаических и, более того, соединил их воедино, создав уникальный «роман в стихах».

В «Евгении Онегине» нет законченного сюжета: повествование неожиданно начинается с размышлений главного героя о том, что ему предстоит в деревне, и так же резко обрывается, когда Татьяна отказывает Онегину.

Роман больше похож на зарисовку из жизни, чем-то задевшую автора, отчего он и решил поведать читателю эту, в общем-то, банальную и простую историю.

Ткань произведения пронизана лирическими отступлениями, мельчайшими деталями, бытовыми моментами, которые удивительным образом легко уживаются друг с другом.

Такого до Пушкина не писал никто – и в этом проявляется гениальность великого поэта.

 

Почему же сам автор так писал о своем бессмертном творении:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал?

Чтобы понять это, необходимо вспомнить, какой была русская литература до Пушкина.

Она основывалась на классической традиции деления на высокие и низкие жанры. Поэтические тексты относились к высоким и писались сложным, выспренним, образным языком. Таким, на каком никто и никогда не говорил в обыденной жизни.

Прозаические тексты – представители низкого жанра. Строго говоря, до Пушкина проза вообще не считалась чем-то серьезным, как ее писать, никто толком не представлял. И хотя попытки были, но они выглядели жалко и неуверенно.

Пушкин, создавая роман в стихах, сделал буквально невозможное: он взял поэтическую форму и облек ее в бытовые, понятные всем слова.

Его творческая свобода, в первую очередь, проявилась именно в этом.

Так и родился «Евгений Онегин», не роман, а

… собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

 

Текст получился именно таким: пестрым, насыщенным, живым, легким и свободным от любых установленных ранее канонов.

У читателя складывается полное ощущение, что он просто слушает очередную историю из жизни, случай, свидетелем которому стал сам автор.

Пушкин умело вплетает свой образ в ткань повествования, не раз указывая, что Онегин – его близкий приятель, такой же, как, например, Чаадаев.

Более того, гений поэта протирается еще дальше: произведение пронизано отступлениями, свойственными обычному доверительному разговору между двумя людьми!

Никаких условностей – просто текст, живущий собственный жизнью, свободный и постепенно раскрывающийся перед восхищенным читателем.

 

Современные критики и исследователи считают, что именно Александр Сергеевич вывел русскую литературу на принципиально иной уровень, на деле показав, какие тексты нужно создавать.

И это действительно так, ведь мы до сих пор читаем его произведения, восторгаясь глубиной таланта и творческой смелостью автора.

«Евгений Онегин» в этом смысле – один из самых ярких примеров свободного полета творческой мысли, не зажатой никакими рамками.

Лирический герой романа Пушкина «Евгений Онегин» Мнение Пушкина о моде в романе «Евгений Онегин» Образ и портрет Пушкина как автора в романе «Евгений Онегин»
Лирический герой романа Пушкина «Евгений Онегин»
Мнение Пушкина о моде в романе «Евгений Онегин»
Черты Пушкина в романе «Евгений Онегин»