Мнение Пушкина о моде в романе «Евгений Онегин»
Являясь представителем дворянского класса, вращаясь в светском обществе, А. С. Пушкин прекрасно разбирался в модных течениях своего времени.
Его роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни», следовательно, в нем нашла отражение такая значимая часть человеческого быта, как мода.
Внимательный читатель встретит много интересных подробностей, которые касаются моды современного поэту времени.
Это и широкий боливар, и малиновый берет, и «панталоны, фрак, жилет», и «картуз с козырьком», и пушистый боа.
Однако мы не найдем в произведении ни одного подробного описания одежды. По всему тексту разбросаны детали и элементы, которые несут дополнительную смысловую нагрузку.
В самом начале романа автор, представляя нам Евгения Онегина, говорит, что он «как денди лондонский одет». В словах А. С. Пушкина сквозит ирония, потому что героя больше интересует внешний облик, чем ум и образованность.
Поэт осуждает слепое подражание всему иностранному. Так одна фраза не только характеризует героя, но и дает представление об основных тенденциях модной одежды.
Рассказывая о матери Татьяны Лариной княжне Алине, автор говорит, что раньше она «корсет носила очень узкий», а теперь надевает «на вате шлафор и чепец».
Незначительные, на первый взгляд, детали раскрывают целую жизнь. Бывшая кокетка и модница в сорок лет превратилась в милую старушку. Самое главное для нее не изящество, а комфорт.
Отношение автора к моде можно понять, перечитав страницы, посвященные описанию внешности Татьяны Лариной. Став столичной дамой, героиня пользуется авторитетом и уважением.
Ее одежда отражает богатый внутренний мир, не требующий внешних излишеств и кричащих элементов. В ней не было того, что « в высоком лондонском кругу зовется «vulgar».
И это, по мнению А. С. Пушкина, эталон модно одетого человека.