Образ и портрет Пушкина как автора в романе «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин раскрывает собственные взгляды на многие вопросы современной ему жизни.
В образе Татьяны Лариной сосредоточены нравственные ориентиры, на защиту которых он поднимается в своём произведении.
Но образа-автопортрета оказалось недостаточно.
Текст романа пронизан авторскими ремарками, лирическими отступлениями, шутливыми и серьёзными отвлечениями от основного сюжета, благодаря которым воздух произведения наполняется чувством живого авторского присутствия и ощущением достоверности происходящего.
В письме к Дельвигу в ноябре 1823 года Пушкин сообщает: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя…»
В самом деле, среди его произведений, обычно скупых на прямые проявления личных мнений, «Евгений Онегин» — уникальное детище, с головой «выдающее» приметы своего литературного отца.
Чем же делится с читателем Автор?
Своё сочинение он предваряет рассуждениями о русской цензуре и работе над романом, который представляется ему «собраньем пёстрых глав», «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Далее, по ходу действия, Автор является на сцену сам.
Он сообщает, что знаком с Онегиным (и, значит, принадлежат они к одному кругу), рассказывает о годах петербургской юности, о любви к театру и ножкам балерины Истоминой, о дружеских пирушках и любовном круговороте зимних балов.
Для чего Пушкину столь подробная экскурсия в русскую светскую жизнь?
Очевидно, его Онегину не хватило бы душевной живости, да и таланта, чтобы самому рассказать о том мире, из которого он вышел. Пушкин делает это за него, детально прорисовывая место и время действия романа.
Отчётлив и контраст: Петербург того времени – цвет Российской империи, переживающей подъём национального самосознания после войны 1812 года, Петербург предреформенный, чающий европейских свобод, Петербург — честолюбивый и деятельный, Петербург — литературный и музыкальный.
Автору есть чем заняться в таком Петербурге! Он творит литературные шедевры, наслаждаясь прелестью белых ночей, а днём с головой уходит в серьёзные дела и шумные развлечения, которые наполняют его энергией действия.
Онегин же на фоне всего этого великолепия… скучает. Онегин не может читать, писать, всерьёз увлекаться философией и политикой, ему скучно с самим собой, ибо он пуст.
Далее Автор появляется, когда представляет нам деревенскую часть романа и своих любимых героев: Ленского и Татьяну.
Многие черты Ленского автобиографичны. Написанный в 20-е-30-е годы, «Евгений Онегин» создавался в эпоху прощания с романтическим каноном в пушкинском творчестве.
Образы «Цыган» и «Бахчисарайского фонтана» остались для Пушкина в прошлом. На смену им пришили живые образы современников.
Вот почему 18-летний поэт-романтик взят и рассмотрен на расстоянии вытянутой руки, он – уже не то, что Автор. И его гибель в этом смысле очень символична.
О своей главной героине Автор прямо сообщает: «…я люблю // Татьяну милую мою», говорит, что бережно хранит её письмо и тем самым заставляет читателя с особым вниманием всмотреться в портрет деревенской дикарки.
Он, словно дух справедливости, реет над своими персонажами, появляясь в нужный момент, чтобы исполнить над ними приговор судьбы.
Традиция лирических отступлений и авторских заметок, заложенная Пушкиным в романе «Евгений Онегин», стала одним из самых распространённых приёмов философского комментирования в русской классической литературе.