Присутствие Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Пожалуй, ни в одном из своих произведений Пушкин не присутствует так явно, как в романе «Евгений Онегин».
В 1823 году в письме к А. Дельвигу поэт признаётся: «…пишу сейчас поэму, в которой забалтываюсь донельзя…»
Начиная роман в стихах, как пародию на российское общество, царящие в нём нравы и довольного собой «героя времени», по мере развития сюжета Пушкин включает в повествование всё больше личного, отступающего от тона светской шутки.
Многочисленные лирические отступления на темы любви поэта к театру, женским ножкам, петербургским ночам, свидетельства знакомства с Онегиным и сожаления о судьбе Татьяны, философские миниатюрки о законах человеческого взросления («Блажен, кто смолоду был молод…»), о ходе русской истории и Наполеоне, а также многие другие фрагменты произведения, написанные от первого лица, дают право приравнивать Пушкина к одному из действующих лиц романа и говорить о присутствии в тексте образа автора.
Пушкин заявляет о себе с первых страниц романа. «Там некогда блистал и я, // Но вреден север для меня», — язвительно замечает он во второй строфе, намекая на свою ссылку.
Далее поэт подчёркивает, что лично знаком с Онегиным. Эффект достоверности удваивает внимание читателя к герою, возникает интрига.
Через систему неявных противопоставлений собственного мировосприятия вкусам своего героя Пушкин демонстрирует ущербность Онегина.
Возникает ощущение, что автор как будто соревнуется с героем, всеми способами давая понять, как пуст и неинтересен «молодой повеса».
Пушкин в восторге от театра, а Онегин приезжать туда, только чтобы продемонстрировать образованность.
Пушкин каждый раз влюбляется в «богинь» как мальчишка, а Онегин лжёт и лицемерит каждой, научившись механике обольщения.
Пушкин боготворит природу, находя в ней источник вдохновения, а Онегин скучает в «прелестном уголке» своего поместья.
Автор присутствует в тексте не только для того, чтобы оттенять бездарность Онегина. Он помогает своим героям очеловечиться.
Неотступно следует Пушкин за любимой Татьяной. Её называет он «своей душой», «милой», «бедной». Её письмо оправдывает длинным предисловьем, ей заранее сочувствует, ею восхищается.
Наконец, устами Татьяны произносит автор приговор Онегину. Тень авторского образа здесь легкокрыла и едва заметна, но именно она помогает увидеть контрасты тьмы и света в произведении, различить оттенки характеров.
Пушкин присутствует в своём романе как творец, замыслом которого пронизано каждое создание.
Он лукаво выглядывает из-за портьер онегинского кабинета, пристально смотрит в зал на премьере спектакля, бродит в саду у Лариных, подслушивая беседу Татьяны с няней.
Он – вездесущий дух жизни, «добрый приятель» своих персонажей и всех людей, в каждом из которых есть немного Онегина, немного Ленского, немного «толстого Петухова», немного – Татьяны.
Пушкин – гений человечности и любви, всесозерцающее светило, готовое примирить противоположности. Его игра с читателем в какой-то момент перестаёт быть забавой, приоткрывая глубинную правду о России и о нас.