Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» – произведение разноплановое, с яркими героями и широким кругом затрагиваемых проблем, но, пожалуй, самый интересный герой этого романа – сам Александр Сергеевич Пушкин – реальный человек со своими мыслями, чувствами и событиями в жизни.
Пушкин совершенно отчетливо и ярко предстает перед нами на страницах своего произведения.
Этот прием стал новшеством в русской литературе, где прежде автор обычно присутствовал незримо и уж точно не вступал с читателем в диалог.
Пушкин в «Евгении Онегине» – полноценный и важнейший персонаж. Мы знаем, как он относится к своим героям, как это отношение меняется, что думает поэт по поводу описываемых им событий.
Пушкин намеренно отделяет себя от Онегина, постоянно обращая внимание на то, что они с героем хоть и приятели, выходцы из одного круга, но совершенно разные люди.
В отличие от автора Евгений Онегин не разбирается в поэзии, не любит театр, они по-разному оценивают Татьяну Ларину.
Для Пушкина Татьяна нежно любимый «милый идеал», а циничного Евгения хоть и тронуло признание сельской девушки, но оценил он ее слишком поздно.
Сначала автор иронизирует по поводу Онегина, его описание почти сатирическое.
Постепенно Пушкин начинает все больше симпатизировать герою, дурацкая злоба и малодушие Евгения, приведшие к гибели Ленского, осуждаются поэтом.
Но, когда Онегин вновь появляется на страницах романа после своих длительных странствий, Пушкин сочувствует ему.
Поэт не ограничивается размышлениями о самом сюжете романа, он постоянно отвлекается на свои собственные воспоминания, «забалтывает» читателя.
Создается ощущение некой дружеской беседы с автором, который рассказывает о судьбе своего приятеля, причем, как в обычном разговоре, сюжет постоянно уходит в сторону, цепляется за ассоциации, возникают упоминания общих знакомых, иронические намеки, рассуждения о жизни и литературе.
В начале восьмой главы Пушкин и вовсе пишет свою литературную автобиографию, рассказывает нам, как развивалось его творчество, какие темы интересовали поэта.
В конце шестой главы, которая была написана в 1826-1827 годах, после убийства Ленского Пушкин прямо говорит, что сейчас его больше увлекает проза.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я – со вздохом признаюсь…
За ней ленивей волочусь.
И действительно, в 1830-м году он заканчивает «Повести Белкина», а дальше работает над «Дубровским» и «Капитанской дочкой» – произведениями, в которых поэт показал себя мастером прозы.
Роман «Евгений Онегин» – настоящее послание поэта, где он обозначает важные для себя проблемы, это искренний разговор Пушкина со своими читателями, где он делится с нами сокровенными мыслями, где говорит о своих мечтах.
Мечтает поэт о признании и памяти потомков, одни из самых пронзительных строчек обращены непосредственно к нам – читателям из далекого будущего.
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
Вот только Пушкина-старика мы никак не можем себе представить. В своем романе он, в общем-то, предсказал свою раннюю и такую нелепую смерть на дуэли.
Эту параллель проводит Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта»:
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.